Уч. степень: кандидат филологических наук.
Уч. звание: доцент.
Должность: доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК им. С.А. Герасимова, старший научный сотрудник Гос. института искусствознания.
E-mail: okouptsova@yandex.ru
Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики (1978). Аспирантура в МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики, кафедра литературно-художественной критики и публицистики (1980–1983).
Сфера научных интересов: история русского театра и драматургии, история зарубежного театра XX века, история усадебной культуры.
Соч.:
Из истории становления советской театральной критики (1917–1926 гг.). Саратов: изд. Саратовского университета, 1984. – 3,5 а.л.
Очерки русской театральной культуры. Из лекций, прочитанных на факультете дополнительного профессионального образования. М.: Изд-во ВГИК им. С.А. Герасимова, 2003. – 6 а.л.
Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. (в соавторстве с Е. Е. Дмитриевой). Монография. М.: ОГИ, 2003. (2-е изд.: исправл.; М.: ОГИ, 2008).
Мейерхольд и современный театральный мир. Из стенограммы Международного научно-практического семинара, посвященного 115-летию со дня рождения В.Э. Мейерхольда, в Пензе // Мейерхольдовский сборник. Т. 1. Вып. 2. М., 1992. С. 172-178.
«Амплуа актера» // Театральная жизнь. 1992. № 3. С. 28-29.
La gestuelle théâtrale en Russie au XVIII et au début du XIX siècle (Жест в русском театре конца XVIII — начала XIX в.) // Philologiques. IV. Transfères culturels triangulaires France–Allemagne–Russie. Paris, Editions de la maison des sciences de l'homme, 1996. P. 153–166.
Naissance du féminin et du masculin dans le théâtre russe à la fin du XVIII siècle (Дифференциация «мужского» и «женского» в русском театре конца XVIII в.) // Genèse textuelle, identités sexuelles. Paris, 1997. P. 111–122.
«... всегда помнил Вас и всё, о чём мы с вами говорили...» (Письма К.Н. Державина — В.Э. Мейерхольду) // Мейерхольд и другие. Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. М., 2000. C. 567–611.
Иноязычные цитаты в книге В.Э. Мейерхольда «О Театре» // Языки рукописей. СПб., 2000. С. 199-212.
Le théâtre а Moscou: voie sans issue ou période de transition (Московский театр: тупик или время перемен) // Revue russe. 2000. № 18. P. 35-43.
Хозяин и гость в пространстве русской усадьбы // Хозяева и гости усадьбы Большие Вяземы. Большие Вяземы, 2000. С. 332-360. (в соавт. с Е.Е. Дмитриевой).
«Страна чудес» (мим, мимезис, мистификация) // Миф и мистификация. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2001. С. 12-16.
Мейерхольд и Евреинов // Мейерхольд, режиссура в перспективе века. Материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж. 6-12 ноября 2000. Вып. 1. М., 2001. С. 120-134.
Meyerhold et la France, lettres des années 1920—1930. (Мейерхольд и Франция, из переписки 1920-1930-х гг.) // Les voyages du théâtre. Russie – France. Cahiers d’histoire culturelle. Université du Tours. 2001, №10. P. 101-118. (Переизд.: Les voyages du théâtre. Russie – France. Cahiers d’histoire culturelle. Réédition complétée, Tours, Université François Rabelais, 2009. P. 123-145).
«Усадебные пьесы» А.Н. Островского в контексте русских литературно-эстетических усадебных концепций // Щелыковские чтения. А.Н. Островский: новые материалы и исследования. Щелыково, 2001. С. 37-49.
Из переписки (1926–1933) В.Э. Мейерхольда // Диалог писателей. Из истории русско-французских литературных связей XX века. 1920-1970. М., 2002. С. 111-174. (публ. и комм.)
Театр ярмарок и балаганов // Балаган. Ч. 1. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2002. С. 34-43.
Пастораль в меркантильное время (усадебные пьесы Островского и традиции карамзинизма) // Щелыковские чтения. Проблемы эстетики и поэтики творчества А.Н. Островского. Кострома, 2002. С. 112–126.
О великанах и карликах // Балаган. Ч.2. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2003. С. 36-41.
Европейские корни русского усадебного театра (к постановке проблемы) // Русская усадьба. Вып. 9 (25). Сборник ОИРУ. М., 2003. С. 182-199.
Маска — лицо «другого мира» // Маска. Кукла. Человек. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М., 2004. С. 5-15.
Еще раз об Островском и Дюканже // Щелыковские чтения–2004. Творческое наследие и личность А.Н. Островского: бытие во времени. Кострома, 2004. С. 145-158.
«Русские версалии» в Париже («Любовь — книга золотая» в театре Вье-Коломбье) // От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX–XX вв. М., 2006. С. 48-68.
«Le drame contemporaine empiète-t-il sur le territoire de la prose?» («Современная драма выходит на территорию прозы»?) // Le premier quinquennat de la prose russe du XXI siècle. P., 2006. P. 383-392.
Жанр драматических пословиц и творчество Островского // Щелыковские чтения–2005. Островский: личность, мыслитель, драматург, мастер словай. Кострома, 2006. С. 7-31.
Игры с именами в драматургии Островского // Щелыковские чтения–2005. А.Н. Островский: личность, мыслитель, драматург, мастер слова. Кострома, 2006. С. 277-294. (совместно с Т.В. Михайловой).
Почему возник «театр художника»? Семь ответов на один вопрос // Театр художника. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М., 2006. C. 10-12.
От «живых картин» - к мизансценированию // Театр художника. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М., 2006. С. 25-29.
«Театр памяти»: живые и мертвые // Театр художника. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М., 2006. С. 86-87.
«Новая драма» по-уральски: взгляд из столицы // Литература Урала: история и современность. Вып. 2. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2006. С. 346-354.
Реальное и условное в русской домашней драматургии первой трети XIX века // Дергачевские чтения–2004. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2006. С. 68-75.
Комедия «Лес»: опыт историко-театрального комментария // Щелыковские чтения–2006. В мире Островского. Кострома, 2007. С. 102-115.
«Зеркала» и «двойники» в домашнем театре и драматургии конца XVIII – начала XIX вв. // Кормановские чтения. Статьи и материалы межвуз. науч. конф. к 25-летию памяти проф. Б.О. Кормана. Ижевск, 2008. С. 6-15.
Три рождественские истории // Кукла. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой. М., 2008. C. 92-98.
Между ангеловой и чертовой куклой // Кукла. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой. М., 2008. С. 111-113.
А.Н. Островский и театральная система амплуа (комедия «Лес») // Вестник Удмуртского университета. История и филология. Вып. 1. Ижевск, 2008. C. 3-12.
Комедия «Лес»: опыт историко-театрального комментария. II. Роли Несчастливцева: «сорок тысяч братьев»… // Щелыковские чтения–2007. А.Н. Островский в контексте мировой культуры. Кострома, 2008. С. 204-216.
Антропонимика А.Н. Островского: игровые стратегии // CULTURAL STUDIES I. Person Name in Culture. Daugavpils Universitaates AA «SAULE», 2008. С. 124-134.
Мейерхольд и Франция // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. М., 2009. С. 741-818.
Джаз-банд и «левый театр». Письма В.Я. Парнаха Вс.Э. Мейерхольду (1922-1930). Публикация, вступ. статья и коммент. // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. М., 2009. С. 819-841.
Случай с «Дядькой…» // Гоголь: материалы и исследования. Вып. 2. М., 2009. С. 173-193. Водевиль: к проблеме поэтики жанра // Драма и театр. VII. Тверь, 2009. С. 68-73.
Амплуа: техническая, эстетическая и антропологическая театральная категория (Россия, XVIII - начало XX в.) // Новые российские гуманитарные исследования. Электронный журнал ИМЛИ РАН. Декабрь. 2009.
«Экзажерация чувств» (особенности эмоциональных реакций русской театральной публики 1830-1840-х гг.) // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций. М.: НЛО, 2010. С. 131-143.
«Мы собрались сюда, чтоб вместе душевный праздник проводить...» (эволюция праздничных форм и русский усадебный театр конца XVIII - первой трети XIX вв.) // Любительство: XVIII–XXI вв. От просвещенных дилетантов до рок-музыкантов. Сборник статей памяти М. Юнисова. М., 2010. С. 93-108.
Метаморфозы как основа театральности пространства русской усадьбы (конец XVIII – начало XIX в.) // Восток – Запад: Пространство природы и пространство культуры в русской литературе и фольклоре. Волгоград: «Парадигма», 2011. С. 349-356.