Новости
7 октября 2024 10:53
Программа "Дергачевских чтений — 2024"
Появилась программа "Дергачевских чтений — 2024"
26 июня 2024 13:30
Презентация издания переписки Мамина-Сибиряка
4 июля 2024 г. в 17-30 в Областной библиотеке им. Белинского состоится презентация издания.
1 июня 2024 14:03
Бажовский семинар
Приглашаем принять участие в в региональном научно-практическом семинаре «П. П. Бажов в меняющемся мире», приуроченном к 145-летию со дня рождения писателя.

Архив новостей

О Рыжкове

О Рыжкове

Сдержанная критика (Ирина Горлова)

Почему-то в рецензиях можно критиковать и даже бранить деятелей театра. А художники что, лучше? Или, в отличие от всех остальных, им полезна лесть? Тон большинства публикаций о ныне существующем изобразительном искусстве какой-то хвалебно-заказной. Хорошо, что в адрес художников нет в печати площадной ругани. И дай Бог, чтобы никогда не было. Но где вдумчивое отношение? Где беспристрастный искусствоведческий анализ? Кажется, поняла, в чем разница между премьерой и вернисажем. На вернисажах бывают фуршеты! Будешь ругаться, в следующий раз могут и не пригласить…

29 мая в Камерном театре состоялось открытие выставки и презентация книги Алексея Рыжкова «Вокруг Литературного квартала». Поздравляем Объединенный музей писателей Урала с 60-летием, а художника с выставкой и книгой.

Но, давайте, внимательно приглядимся к этому художнику. Я давно посещаю его выставки, хотя и далеко не все. Рыжков специализируется в жанре городского пейзажа, так что видим мы из раза в раз одно и то же: наш Екатеринбург. Пейзажист он сравнительно известный, его сюжеты сравнительно бесконфликтны. Всякому приятно узнать изображенные места и почувствовать разницу между искусством и реальностью. Так что вялых похвал и буйных восторгов он выслушал, наверное, предостаточно. На первых его персональных выставках в середине 90-х была удивлена странным, гротескным восприятием городской жизни: закругленные горизонты, очень знакомые, но какие-то кривобокие дома, незатейливые человечки, собачки, машинки, аэропланчики. Уютные снега, радуги, дожди. Все это очень мило, но раздражала какая-то мультяшность и навязчивый привкус литературности. Эти качества вредили пластическому совершенству и цельности графических листов. Не станковая графика, а какие-то несерьезные иллюстрации к несуществующей детской книжке. Так что обращение Рыжкова к сочинительству нельзя назвать уж совсем неожиданным. Художник рисует город уже 10 лет, «а воз и ныне там». Нет драйва! Недостатки «картинок», как называет их автор, все те же. Шаблонность, фотографический взгляд, какие-то пошловатые легкомысленные фигурки на грани кича. Кисть художника за эти годы стала уверенней и бойчее, исчезли суетливые корявые мазочки. Но не ушла ли вместе с корявостью и часть искренней непосредственности? Тревожит, что прием может превратиться в штамп, а творчество в технологию. Хочется пожелать Алексею Рыжкову больше энергии, творческой смелости, разнообразия! Что он заладил, все город да город?

Теперь о книге. Подозреваю, что художником Рыжков стал по недоразумению. Очень уж сильна в нем литературная склонность. Тексты Рыжкова о литературном Екатеринбурге, если судить строго, страдают легковесностью. Но они занимательны и написаны хорошим русским языком. К сожалению, в отличие от XIX века, в наше глухое к слову время, это утверждение звучит почти как комплимент. Собрать в одной книжке пейзажи и тексты – удачная идея. Как ни странно, книжка получилась. Когда листаешь ее страницы, появляется приятное ощущение легкости и прозрачности. Это заслуга дизайнеров издания Ирины Рыжковой и Павла Ложкина. Радует тот факт, что в Екатеринбурге, наконец-то, научились адекватно передавать цвет и тон в репродукциях.

В книге идет речь о пестрой кампании: Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Мамин-Сибиряк, Бажов и Гайдар, Зощенко и Кафка, Виктор Рутминский, Марк Рыжков и Алексей Решетов, Олег Еловой и старик Букашкин. Кое-кого из них нельзя назвать писателями Урала, но это мы оставляем на совести автора. Не напрягаясь, прочтя и посмотрев книжку, вы увидите вышеназванных людей с самой неожиданной точки зрения.