Новости
25 января 2018 10:51
Лейдермановские чтения 2018
Друзья, приглашаем принять участие в «Лейдермановских чтениях» - XXI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и в школе». Тема конференции: «Эстетика минимализма: малые жанры как форма времени». 30-31 марта 2018 г.
4 января 2018 19:08
Обновление раздела "Новости науки"
Дорогие друзья! На сайте появилась информация о новых конференциях.
18 декабря 2017 19:27
Готовится сборник статей, посвященный Борису Рыжему
Приглашаем литературоведов, лингвистов, культурологов, философов принять участие в подготовке сборника научных статей, посвященного творчеству поэта Бориса Рыжего. Рабочее название предполагаемого издания – «Поэзия Бориса Рыжего в зеркале современной гуманитаристики и художественной культуры». Сборник планируется выпустить в конце 2018 – начале 2019 г. в издательстве «Кабинетный ученый» (Москва – Екатеринбург) с последующим вводом в базу данных РИНЦ.

Архив новостей

О Рыжкове

О Рыжкове

Сдержанная критика (Ирина Горлова)

Почему-то в рецензиях можно критиковать и даже бранить деятелей театра. А художники что, лучше? Или, в отличие от всех остальных, им полезна лесть? Тон большинства публикаций о ныне существующем изобразительном искусстве какой-то хвалебно-заказной. Хорошо, что в адрес художников нет в печати площадной ругани. И дай Бог, чтобы никогда не было. Но где вдумчивое отношение? Где беспристрастный искусствоведческий анализ? Кажется, поняла, в чем разница между премьерой и вернисажем. На вернисажах бывают фуршеты! Будешь ругаться, в следующий раз могут и не пригласить…

29 мая в Камерном театре состоялось открытие выставки и презентация книги Алексея Рыжкова «Вокруг Литературного квартала». Поздравляем Объединенный музей писателей Урала с 60-летием, а художника с выставкой и книгой.

Но, давайте, внимательно приглядимся к этому художнику. Я давно посещаю его выставки, хотя и далеко не все. Рыжков специализируется в жанре городского пейзажа, так что видим мы из раза в раз одно и то же: наш Екатеринбург. Пейзажист он сравнительно известный, его сюжеты сравнительно бесконфликтны. Всякому приятно узнать изображенные места и почувствовать разницу между искусством и реальностью. Так что вялых похвал и буйных восторгов он выслушал, наверное, предостаточно. На первых его персональных выставках в середине 90-х была удивлена странным, гротескным восприятием городской жизни: закругленные горизонты, очень знакомые, но какие-то кривобокие дома, незатейливые человечки, собачки, машинки, аэропланчики. Уютные снега, радуги, дожди. Все это очень мило, но раздражала какая-то мультяшность и навязчивый привкус литературности. Эти качества вредили пластическому совершенству и цельности графических листов. Не станковая графика, а какие-то несерьезные иллюстрации к несуществующей детской книжке. Так что обращение Рыжкова к сочинительству нельзя назвать уж совсем неожиданным. Художник рисует город уже 10 лет, «а воз и ныне там». Нет драйва! Недостатки «картинок», как называет их автор, все те же. Шаблонность, фотографический взгляд, какие-то пошловатые легкомысленные фигурки на грани кича. Кисть художника за эти годы стала уверенней и бойчее, исчезли суетливые корявые мазочки. Но не ушла ли вместе с корявостью и часть искренней непосредственности? Тревожит, что прием может превратиться в штамп, а творчество в технологию. Хочется пожелать Алексею Рыжкову больше энергии, творческой смелости, разнообразия! Что он заладил, все город да город?

Теперь о книге. Подозреваю, что художником Рыжков стал по недоразумению. Очень уж сильна в нем литературная склонность. Тексты Рыжкова о литературном Екатеринбурге, если судить строго, страдают легковесностью. Но они занимательны и написаны хорошим русским языком. К сожалению, в отличие от XIX века, в наше глухое к слову время, это утверждение звучит почти как комплимент. Собрать в одной книжке пейзажи и тексты – удачная идея. Как ни странно, книжка получилась. Когда листаешь ее страницы, появляется приятное ощущение легкости и прозрачности. Это заслуга дизайнеров издания Ирины Рыжковой и Павла Ложкина. Радует тот факт, что в Екатеринбурге, наконец-то, научились адекватно передавать цвет и тон в репродукциях.

В книге идет речь о пестрой кампании: Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Мамин-Сибиряк, Бажов и Гайдар, Зощенко и Кафка, Виктор Рутминский, Марк Рыжков и Алексей Решетов, Олег Еловой и старик Букашкин. Кое-кого из них нельзя назвать писателями Урала, но это мы оставляем на совести автора. Не напрягаясь, прочтя и посмотрев книжку, вы увидите вышеназванных людей с самой неожиданной точки зрения.